The laboratory of meteoritics
Витимский болид

Витимский болид

Репортаж в Газете Поиск
Журнал Итоги об экспедиции 2002 года
Экспедиция 2003 года
Журнал Итоги об экспедиции 2003 года

Метеоритная энциклопедия

Кратко о метеоритах
Фильм, фильм, фильм
Молчаливые гости из космоса
Летописи
Метеоритный кратер Смердячье
Витимский болид
Записки Р.Л. Хотинка
Экспедиция в
с. Новая Ерга
Метеоритный дождь Дронино
О Широковском
Свято-Алексеевская Пустынь
Метеоритные кратеры России
Описание метеоритов

Разделы

Главная
О лаборатории
Архив новостей
Наши публикации
Музей внеземного вещества
Метеоритная коллекция
Коллекция лунных образцов
Метеоритные ресурсы в Интернете
Ответы на общие вопросы
Пресса о метеоритах
Написать нам
Гостевая Книга

Газета Поиск, 5 ноября, 2002 N.44 (334)
Галина КИСЕЛЕВА
Cенсации наших дней

ПРИБЫТИЕ



Витимский - так назвали ученые метеорит, следы которого они обнаружили в тайге

В ночь с 24 на 25 сентября на севере Иркутской области местные жители наблюдали ярко светящееся космическое тело, которое прочертило небосвод и упало в тайге. Мэрия Мамско-Чуйского района сразу же направила сообщение об этом в администрацию Иркутской области. Но ученые узнали о небесном пришельце только 3 октября - в Институт солнечно-земной физики пришел факс из Бодайбо. Жители этого города просили объяснить, что же произошло, и почему над местом падения неопознанного предмета светилось небо. Как выяснилось позже, свечение было не чем иным, как полярным сиянием, которое в тех местах наблюдалось и раньше. Именно благодаря случайному совпадению момента пролета болида и полярного сияния факт падения космического тела стал известен многим.

Ученые, конечно же, всем этим заинтересовались. Сразу заговорили об экспедиции, стали проверять информацию по своим источникам. Выяснилось, что пролет в этом районе крупного болида зафиксировал в инфракрасном и видимом диапазонах американский спутник. Была определена и его трасса, правда, в 30 километрах от поверхности Земли объект потеряли. Потом произошел мощный взрыв, и по каким-то косвенным данным американцы оценили его мощность в 0,2 килотонны тротилового эквивалента. По информации, полученной со спутника, и был проложен маршрут экспедиции, которую возглавил известный иркутский астрофизик, директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Язев. Первая рекогносцировочная экспедиция работала в Мамско-Чуйском районе с 22 по 27. октября. Организовали ее Институт солнечно-земной физики СО РАН и Иркутский государственный университет. В оснащении приняли участие Институт геохимии и Институт земной коры. Научную программу разрабатывали заместитель директора ИСЗФ член-корреспондент РАН Виктор Григорьев и заместитель председателя Комитета по метеоритам РАН Михаил Назаров.

(Фото: Дмитрий Пленкин, журнал Итоги)

29 октября экспедиция из шести человек, среди которых было четыре журналиста, вернулась в Иркутск, и ее участники сразу же доложили общественности о результатах. Вот что рассказал Сергей Язев:

- Первым делом мы подробно опросили жителей поселков, расположенных на пути пролета болида. Достаточно интересную информацию сообщили очевидцы из поселка Мама. Сразу нужно оговориться, что их было немного, поскольку событие произошло ночью - в 1 час 50 минут. Несмотря на то, что небо было сплошь закрыто облаками и накрапывал дождь, яркость болида была такова, что, как свидетельствуют местные рыбаки, "это был яркий белый свет, как от электросварки, на который было больно смотреть". Четверо старшеклассников, ночевавших в это время в избушке на одной из гор, утверждают, что цвет при этом менялся от белого до красного и синего и толчок земли был такой силы, что их "чуть не скинуло с кровати, на пол попадала посуда". Как выяснилось из опросов, ударная волна докатилась через 11,5 минуты.

Жители поселка говорили о сильном воздействии, очевидно, электромагнитного поля болида. Многие, наблюдая свечение, слышали "шуршание". Очевидно, электромагнитное поле, распространяющееся со скоростью света, а не звука, создает такие побочные акустические эффекты. Значит, это был явно электрофонный болид. "Даже лампочки (а в это время в поселке свет был отключен) начали гореть вполнакала", - сообщили жители. "Чуть не умерли со страха" женщины, дежурившие в аэропорту, когда увидели, что на деревянных столбиках, которые окружали метеостанцию, загорелись какие-то огоньки. Очевидно, такие эффекты создавало переменное электрическое поле.

Дежурившие на пульте электрощитовой в поселке Мусковит говорят, что в течение минуты видели над горами полусферическое белое свечение, которое заполнило все небо, а затем сияющий объект ушел за Витим, после чего послышался взрыв. Мощность его, как утверждают специалисты-взрывники, была колоссальная.

К сожалению, сейсмологи о колебаниях земли во время взрыва ничего точно сказать не смогли. Стрелка сейсмографа Бодайбинской станции зафиксировала два толчка, которые предположительно напоминают отдаленный взрыв, но аппаратура, увы, была неисправна (все - от бедности) и записи сделать не удалось.

Для того чтобы убедиться в том, что же произошло на самом деле, необходимо было добраться до места падения болида. По Витиму уже шла шуга, но тем не менее местные жители организовали переправу. На моторных лодках плыли между льдин, рискуя сломать винты. Отдохнули в заброшенном поселке Большой Северный и в тот же день двинулись вдоль одноименной речки. Добраться до точки, высчитанной по данным спутника, стоило немалых усилий. Увы, то, что увидели ученые, не оправдало их ожидания. Очевидно, неверно был рассчитан эпицентр взрыва. Внимательно все осмотрев, они все-таки обнаружили некоторые свидетельства падения неизвестного объекта. У нескольких сосен верхушки были сломлены на высоте примерно семи метров, причем только в северном направлении. Стало ясно, что это не результат воздействия ударной волны. Скорее всего, в деревья попали мелкие фрагменты болида.

(Фото: Дмитрий Пленкин, журнал Итоги)

Позже выяснилось, что охотники из поселка Мусковит видели сломленные и поваленные деревья совсем в ином месте, причем падали они в другом направлении и их было очень много. Это позволяет говорить о возможности оконтуривания места падения болида. Но выяснить детали предстоит уже другой экспедиции. Пробираться в это время года по тайге очень сложно, да и выпавший снег скрыл многие следы.

- У нас создалось впечатление, что в витимской тайге есть что искать, - сказал в заключение Сергей Арктурович. - Возможно, как предположил заместитель председателя Комитета по метеоритам РАН Михаил Назаров, крупный фрагмент болида мог пролететь дальше, и это расстояние может быть до 40 километров. Для выяснения этого нужна новая экспедиция, причем более комплексная и продолжительная.

А пока мы договорились с администрацией Мамско-Чуйского района, что будем вместе собирать свидетельства местных жителей, которые бывают в самых отдаленных уголках тайги с промысловыми целями.

      
WebDesign 2002